Зачастую аудиторов воспринимают как тех, кто «вставляет палки в колёса». Аудиторы в свою очередь, наоборот, стремятся быть равными партнёрами и советниками бизнеса. Эксперт в области внутреннего аудита и контроля Наталья Андреева в колонке для Realist рассказывает, как аудитору и CEO найти баланс во взглядах на риски и почему важно уметь вставать на позицию другого.
Почему так мало аудиторов добиваются признания и уважения в компаниях? В 90% случаев те, кого внутренний аудит начинает проверять, воспринимают это не как помощь в их работе, а, наоборот, с досадой и раздражением. «Ну вот опять что-то рыть будут и задавать дурацкие вопросы, потому что не понимают нашу работу», а потом ещё составят отчет, в котором из мелких недочётов, о которых в компании и так знают, раздуют слона. И вместо того, чтобы заниматься действительно важными делами, приходится исправлять эту «мелочёвку» и демонстрировать, что всё исправили.
В свою очередь аудиторам хочется, чтобы результаты их работы были важны и востребованы. Им очень важно осознавать, что они приносят пользу. Внутренний аудит годами стремится к тому, чтобы стать для бизнеса и топ-менеджмента компаний партнёром и советчиком, сидеть с ним за одним столом. Однако часто стремления не приводят к нужным результатам.
Думаю, этот дисбаланс существует по одной причине — внутренний аудит далеко не всегда понимает, что важно его клиенту (топ-менеджменту, собственнику, совету директоров). У аудита есть задача — находить и рассказывать про проблемы и риски. Другой момент, что определения «проблема и риск» для топ-менеджмента и для внутреннего аудита разные. То, что аудитом часто воспринимается как «недопустимый ужас», для второго — вполне нормальный и осознанный предпринимательский риск.
У меня был случай: прихожу к СЕО одной компании и рассказываю о нарушениях и какими штрафами это грозит. СЕО — отличный бизнесмен — его компания показывала хороший финансовый результат, клиенты шли, и поэтому в ответ на мои причитания он объяснил: «Любой штраф до 1 млн. рублей я спокойно переживу, главное, чтобы всё работало».
Это было 6-7 лет назад, я запомнила эту ситуацию и поняла, что толерантность к одним и тем же ошибкам и рискам у нас разная. Поэтому, если я хочу сидеть с СЕО за одним столом, я должна это учитывать. Это не значит, что надо идти у топ-менеджмента на поводу или игнорировать требования законодательства (пусть даже они сто лет как устарели или, если их компания нарушит, то вреда глобально не будет). Учитывать — это значит уметь вставать на позицию другого, не смотреть плоско на проблему и ситуацию в целом и не писать ерунду в отчётах.
Приведу забавный, но немного грустный для меня (потому что так до сих пор существует в компаниях), рассказ про аудит.
Чтобы разобраться, что такое аудит, для простоты представим себе мужчину, который кидает в кучу лопатой уголь. И тут появляются двое-трое серьёзных клерков. Чисто наглаженных, с ноутбуками — в общем аудиторы. Они подходят к работнику и говорят:
— А ну-ка, давай прервёмся, есть пара вопросов.
— Не, мне еще кидать и кидать, — отмахивается мужчина. — Я вообще за двоих кидаю.
— Указание руководства, милейший, — цедят аудиторы. — Останавливай процесс.
Работник останавливается.
— Ты чем занимаешься? — задают аудиторы первый очевидный вопрос.
— Уголь в кучу кидаю, — объясняет мужчина.
— Угу. Понятно, — записывают в ноутбук аудиторы. — А зачем?
— Ну как, — объясняет работник, — чтобы в куче был весь.
— Ааа, — понимают аудиторы и продолжают записывать. — А как ты его кидаешь?
— Лопатой. Что непонятного? — начинает раздражаться мужик
— А где написано, что его нужно лопатой, а не руками, допустим, кидать? Ну или ногами отпихивать, например?
— Лопатой удобнее же, — теряется мужчина.
— Да мы-то понимаем, — важно кивают аудиторы. — Но это должно быть написано где-то. Вам первое нарушение. А если лопата сломается, что делаете?
— На складе беру новую, — пожимает плечами работник.
— Агаа! Кто имеет доступ на склад? Кто сказал, что надо брать её там? Кому пишете, если запасы кончаются? Кого извещаете, что сломалась? Где документы про всё это?
— Да зачем это? — хватается за голову мужчина. — Всё работает, уже 20 лет как кидаю.
— Спасибо за сотрудничество, — кивают аудиторы и записывают: «Всё крайне плохо, каждый кидает, что хочет. Лопаты на складах не заперты. Удивительный бардак».
И все уезжают. Работника «избивает» руководство его же лопатой. Через полгода приезжают другие аудиторы с другими ноутбуками и спрашивают:
— Ну что исправились или нет?
— А как же! — рапортует работник, которому ещё раз лопатой по горбу получить не хочется. — Вот документ, всё написано.
— А сколько угля кидаете в день? В килограммах, лопатах и угольках? Что делать, если с кучи осыпается? Как отличить уголь от обычного щебня? Где документы?
Пишут «удивительное безобразие» и уезжают. Работник получает лопатой по горбу.
Через полгода.
— Ну как тут?
— Вот документы, всё, что просили!
— Где реестр осыпаний с кучи? Где список переломанных лопат? Докажите, что звонили кому-то! Где реестр звонков? Кто докажет, что это именно вы ходили за лопатой?! Удивительное безобразие!
Мужчина идёт получать лопатой по горбу.
«Хэппи-енд» видится только таким: «Криминальные новости. Пара аудиторов была до полусмерти забита каким-то мужчиной с лопатой».